
Э. Фейзи. «Миллет». 1919.
Ранее, под заголовком «На пути к истинному суверенитету», мы начали серию публикаций, посвящённых созданию «Народного банка». Сегодня мы продолжаем эту тему.
Причиной перерыва в публикациях стало то, что утверждение устава банка задержалось до настоящего момента. После множества трудностей и долгого ожидания мы узнали, что устав банка наконец утверждён. С чувством благодарности мы приступили к деятельности, восклицая: «Слава Богу!»
Первую страницу нашей деятельности мы посвятили привлечению видных деятелей и состоятельных граждан Симферополя. Мы обратились к ним с просьбой о совместной работе в этом важном и серьёзном деле, призывая к единству и активному участию. Для этого были разосланы персональные приглашения на собрание, назначенное на вечер 4 января в 18:00 по адресу Дворянская, 8 (в здании Тровалгольнина, где располагается банк). Однако, поскольку места проживания приглашённых находятся далеко от центра, а в эти тревожные времена выходить на улицу после наступления темноты считается опасным, на приглашение откликнулось лишь небольшое число людей. По предложению присутствовавших было решено разослать новые приглашения на собрание, которое состоится 7 января, во вторник, в 11:00 утра по европейскому времени. В соответствии с этим решением приглашения были отправлены.
В связи с праздничными днями, когда всё вокруг будет закрыто, мы не сомневаемся, что уважаемые приглашённые не проявят небрежности и прибудут в назначенное место вовремя. Ведь этот вопрос не является политическим или административным, а представляет собой экономическую задачу, связанную с интересами всего народа. Если политика разделяет народ, то экономика, напротив, сближает и объединяет его.
Национальное управление не будет иметь никакого отношения к этому учреждению с точки зрения политики или администрации. Данный институт станет исключительно народным учреждением, независимой кредитной организацией. Управление им будет находиться исключительно в руках тех, кто приобретёт акции и станет совладельцем. Связь национального управления с этим учреждением ограничивается двумя аспектами: во-первых, его инициативной ролью в создании банка, а во-вторых, материальной поддержкой для его учреждения. Если национальное управление, подобно другим представителям народа, приобретёт акции банка за собственные средства, оно также войдёт в число акционеров и будет получать долю прибыли в соответствии со своей долей. Это ясно следует из устава банка, и здесь не может быть никаких сомнений.
Вопрос о создании банка, и в частности «Народного банка», не из тех, что можно отложить на завтра. Его следует поставить во главе наших первоочередных национальных и полезных дел. Это учреждение будет собирать капиталы, которые остаются без применения в руках народа, и направлять их на благо народа, передавая их честным купцам, компаниям, кооперативам, трудолюбивым и добросовестным ремесленникам и крестьянам, чтобы они приносили пользу и плоды.
От этой деятельности выгоду получат как акционеры, так и те, кто вкладывает деньги в банк или берёт их взаймы. Поэтому мы предусмотрели, что акционерами банка станут исключительно представители народа. Подробно о том, как это будет организовано, мы расскажем в одной из следующих статей в разделе «О структуре банка».
Перевод с крымскотатарского: л.ф.н. Керимов Т.Н.