
Джафер Сейдамет. «Миллет». 1917.
На протяжении долгих и тяжёлых лет российской истории господствовала грубая сила, определявшая судьбу России, известная как «царство кнута». Если внимательно рассмотреть тёмные следы, оставленные прежним царским правительством с его миллионами расходов, сотнями тысяч шпионов, жандармов, бесконечными тюрьмами и цензорами на каждой странице, становится очевидным, что главным врагом этого режима было «Право». Высокое положение правящих элит измерялось степенью совершённых ими несправедливостей и притеснений, а гениальность их политических деятелей оценивалась по тому, насколько успешно они могли отдалять россиян от их законных прав, национальных, политических и священных устремлений.
Не только политические деятели, чиновники и жандармы прежнего режима, но даже учёные степени профессоров времён Касса определялись их способностью использовать науку в тёмных целях. Пока российское правительство изгоняло «Право» из истории России, чистые совести в стране объединялись вокруг двух великих целей, двух священных устремлений.
Первая цель заключалась в том, чтобы обеспечить каждому россиянину право на участие в правовой, политической и экономической жизни, создав для этого благоприятные условия, которые позволили бы России оказывать влияние на её политическую судьбу. Вторая цель касалась «национальных прав», которых добивались народы, не относящиеся к русским. Их существование постепенно уничтожалось тысячами кровавых путей, их цивилизация угасала, их мечты стирались, их история сводилась к надгробным камням, а их честь и достоинство подвергались непрестанному унижению.
До 27 февраля российская история была отмечена кровавыми следами и запятнанными страницами, вызванными, с одной стороны, восстаниями тех, кто не мог смириться с попранием политических и национальных прав, а с другой — противодействием грубой власти, которая, не считаясь ни с историей, ни с жизнью, всеми силами стремилась подавить эти два великих устремления.
С момента свержения трона Романовых каждый день, каждый час российская история всё дальше отходит от тех путей, которыми прежнее правительство противостояло священным политическим и национальным правам. Если ранее требования «наш язык, наша вера, наши обычаи, наша история», исходившие от поляков, финнов, евреев, встречались пулями, саблями и кнутами, а их устремления захлёбывались в наполненных кровью могилах, то теперь политические шаги нового правительства оживляют эти мечты. Сегодня борцы за священные права ликуют, каждый народ и каждая история обретают надежду.
В свободной России совесть, радующаяся священным устремлениям, и умы, исполненные надежд, определяют границы своих желаний, которые каждая нация и каждая политическая партия могут теперь безопасно воплощать. Они объединяют все свои материальные и духовные силы вокруг священных целей, двигаясь вперёд единым шагом, единым голосом, исполненные надежды на достижение своих прав и трепещущие от страха перед возможным поражением.
Сегодня в России политические и национальные устремления, вокруг которых собираются люди, наполняют их совесть и волю живой силой. С каждым днём в России подавляется реакция, укрепляются основы политической свободы, и каждый народ своими усилиями и организациями гасит козни своих «национальных врагов», двигаясь вперёд с единой совестью, верой и шагом.
Сегодня в России политические и национальные устремления, вокруг которых собираются люди, наполняют их совесть и волю живой силой. С каждым днём в России подавляется реакция, укрепляются основы политической свободы, и каждый народ своими усилиями и организациями гасит козни своих «национальных врагов», двигаясь вперёд с единой совестью, верой и шагом. Именно осторожная и непреклонная политика тех, кто объединился вокруг политических и национальных прав, за столь короткое время заставила правительство сделать столь значительные шаги к признанию этих прав, что даже Франция и Западная Европа, с XVIII века боровшиеся за свободу, справедливость и равенство, остались далеко позади.
В политической и общественной жизни России для достижения таких прав Запад не избежит тяжёлых испытаний, и в истории его народов будут написаны не менее кровавые и трагические страницы. Французская социалистическая партия, прославленная своим героизмом и энергией, ради введения восьмичасового рабочего дня столкнётся с ожесточённым сопротивлением французских «радикалов» (аналог наших кадетов), что приведёт к массовым забастовкам и жертвам. Женщины Запада, чтобы добиться тех же политических и экономических прав, что уже достигнуты в России, будут вынуждены бороться с жандармами и тюрьмами.
Народы России, большинство которых верят в скорое воплощение своих великих прав, таких как национальная свобода и автономия, ради этого прольют не меньше крови, чем Индия, Ирландия, Марокко, Триполи или Аравия, чтобы убедить правительства Англии, Франции и Италии, возглавляемые кадетами, признать их священные права.
Как же получилось, что в стране, где вчера политические и национальные права не признавались в полной мере, сегодня эти священные права сияют надеждой под «алым знаменем»? Как в стране, где вчера из-за политических и экономических конфликтов и забастовок не удавалось добиться даже минимальной свободы печати, начального национального образования или признания прав женщин и рабочих, сегодня совершаются столь значительные политические шаги? Какая сила открывает путь российской истории и определяет её судьбу?
С 27 февраля Россия пережила незабываемый день в своей политической жизни — день, когда был сформирован коалиционный кабинет. Сегодня социалистические партии, вдохновившие и возглавившие русскую революцию, к которым принадлежат рабочие, солдаты и молодые интеллигенты, добились значительных успехов, противостоя кадетам, ранее определявшим внешнюю и внутреннюю политику России. Впервые воля социалистической партии, ранее не оказывавшая влияния на политическую жизнь, была признана и получила путь к реализации.
Социалисты начали оставлять глубокие и непревзойдённые следы в истории России, где ранее записывались лишь страдания и боль. С 27 февраля Петроградский совет рабочих и солдат вмешивается в управление государством, одновременно занимаясь организацией страны и пробуждением её самосознания, а также направляя шаги правительства в желаемом направлении. В то время как кадеты, мечтавшие лишь о конституционной монархии, были ошеломлены возгласами «Да здравствует народная республика!», социалисты, пользуясь их замешательством, успешно отстаивали свои высокие идеалы.
Однако кадетские министры временного правительства, ищущие внешнюю поддержку и сотрудничество с буржуазией других стран, начали усиливать своё влияние, пытаясь игнорировать Совет рабочих и солдат. Но русское общественное мнение и мощные социалистические партии ясно заявили временному правительству: «Мы признаём вас лишь постольку, поскольку вы действуете в союзе с Советом рабочих и солдат». Этот принцип был окончательно закреплён 29 апреля. С этого дня российская история движется в направлении, определённом социалистами, их руками и их целями. Теперь руль и паруса находятся в их руках, и российский корабль движется только к их устремлениям.
24 июня в Севастополе представитель Исполнительного комитета Петроградского совета рабочих и солдат Борисов в своём докладе ясно указал, что Совет не только требует от социалистических депутатов отчёта об их обязанностях, но и вопрошает о причинах, определяющих ход всей внутренней и внешней политики России. Без участия этих депутатов временное правительство не может принять ни одного решения или указа. Это недвусмысленно свидетельствует о том, в чьих руках находится политическая жизнь России.
Почему в Западной Европе, где социалисты обладают организованными и мощными структурами и на протяжении века ведут борьбу, принося сотни тысяч жертв, они не смогли захватить власть, тогда как в России социалисты не только взяли власть, но и удерживают её? Достигли ли они этого, как утверждают реакционеры и кадеты, с помощью незаконных сил, или же в действительности большинство населения России видит в их программе надежду на жизнь и счастье и желает, чтобы они направляли развитие российской истории?
Исчезновение феодализма из российской истории лишь вчера, отсутствие в России мощной капиталистической жизни, подобной американской или западной, неспособность крестьянской страны погасить растущие государственные долги из-за недостатка земли и объединение всех народов вокруг «национальных прав» с непревзойдённой верой и надеждой не позволят западным кадетам занять главенствующее положение в российской политике.
На этот важнейший вопрос отвечает сама политическая жизнь России. В Москве, сердце России и оплоте капиталистов, где сильны позиции кадетов, 75% избранных в городских выборах составили социалисты. В Ялте, южной жемчужине России, из 8040 голосов 7792 были отданы социалистам. Ещё большие успехи ждут социалистов в будущем. Голос 120 миллионов крестьян России ещё не полностью услышан и подсчитан. Слушают ли кадеты решения крестьянских съездов и их политическую волю? Не заставляют ли эти мощные голоса угасать их надежды? Не потрясают ли кадетов решения съездов народов, которые всё яснее понимают, как воплотить свои священные устремления и национальные права?
Исчезновение феодализма из российской истории лишь вчера, отсутствие в России мощной капиталистической жизни, подобной американской или западной, неспособность крестьянской страны погасить растущие государственные долги из-за недостатка земли и объединение всех народов вокруг «национальных прав» с непревзойдённой верой и надеждой не позволят западным кадетам занять главенствующее положение в российской политике.
Шаги, освещающие российскую историю и вдохновляющие совесть каждого народа, не могут быть обращены вспять. Эти политические шаги опираются на волю большинства России и её национальную и политическую совесть. История не унизит тех, кто действует, опираясь на эти священные силы, пока они не будут преданы забвению.