
Э. Фейзи. «Миллет». 1918.
События в «Народном доме» ясно и недвусмысленно обнажили душевное состояние наших соседей и их скрытые, якобы дружелюбные, намерения в отношении нас.
События в «Народном доме» ясно и недвусмысленно обнажили душевное состояние наших соседей и их скрытые, якобы дружелюбные, намерения в отношении нас. Они стали уроком для всех нас, независимо от возраста и положения, побуждая к искреннему и открытому обсуждению с народом текущего положения дел.
Известно, что после Великой русской революции, когда все народы получили возможность самостоятельно определять свою судьбу, крымские мусульмане, подобно другим народам, также взяли свою волю в свои руки. Стремясь определить свою судьбу и защитить свои святыни, а также воплотить свои идеалы и чаяния, они направили своих представителей, которые 25 марта прошлого года собрались в Акмесджите (Симферополе) и учредили политический и административный орган под названием «Крымский мусульманский исполнительный комитет». Этот комитет стал первым шагом к участию в политической жизни.
Следуя разработанному и принятому плану, комитет, с учетом тактических соображений, постепенно продвигался вперед на благоприятной почве. Он восстановил права народа, отнятые на протяжении многих лет, защитил попираемые святыни и, наконец, созвал уважаемый Курултай — Учредительное собрание, а затем Парламент — Меджлис-и Мебусан. С гордостью можно отметить, что, опираясь на принципы парламентаризма, народ обрел надежную исполнительную власть — кабинет, которому он доверяет.
Возникает вопрос: работала ли до сих пор крымскотатарская молодежь исключительно ради своих национальных интересов?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует тщательно рассмотреть интересы как защищаемого народа, так и других сторон, и вынести справедливое суждение. Нет, молодежь, трудившаяся денно и нощно, работала не только ради своих национальных интересов. Напротив, она в большей степени служила интересам других. Ведь, взяв на себя задачу охраны и защиты, она видела больше вреда, чем пользы. В этом деле были потрачены значительные средства, упущено драгоценное время, а народ не смог достичь должного уровня в науке и экономике. Выполняя эту задачу, молодежь не нашла ни опоры, ни поддержки со стороны окружающих. Все это было сделано исключительно собственными материальными и духовными силами. Получила ли она за свои усилия награду или хотя бы душевное удовлетворение? К сожалению, нет!
«В Крыму не будет допущено ни монархических, ни анархистских выступлений, нарушающих порядок и спокойствие. Любые силы, угрожающие этому, встретят сопротивление крымскотатарской мощи, которая будет работать до их полного подавления».
Пока Россия пылала в огне революционных пожаров и межпартийных столкновений, крымскотатарская община, понимая, что Крым не избежит этой беды и несчастий, своевременно осознала опасность. Было принято решение: «В Крыму не будет допущено ни монархических, ни анархистских выступлений, нарушающих порядок и спокойствие. Любые силы, угрожающие этому, встретят сопротивление крымскотатарской мощи, которая будет работать до их полного подавления». На основании этого решения началась организация.
Созданные милицейские отряды, революционные комитеты и принятые под управление пешие и конные вооруженные силы до сих пор усмиряли начинавшиеся в разных уголках Крыма беспорядки.
Слыша от соседей слова: «Молодцы, татары! Если бы не татары, ни наши жизни, ни наше имущество не были бы в безопасности…», мы верили в искренность и благодарность этих слов. Однако после событий в «Народном доме» обвинения и клевета в наш адрес, исходившие не только от народа, но и от местной прессы, ясно показали, насколько мы ошибались.
Неужели награда за наши усилия — защиту покоя и благополучия соседей, их торговли и ремесел, осуществляемую за наш счет, с помощью наших организаций и наших братьев-солдат, невзирая на жару, холод, дождь и грязь, — это те обвинения и нападки, которые мы сегодня слышим и видим?
Мы обращаемся к нашим соседям с вопросами:
Когда в России, под лозунгом «самоопределения народов», различные нации создают свои администрации и обретают свои национальные права и имущество, разве справедливо, чтобы крымские татары были лишены этого права?
– В какой религии, законе или обществе, в какой общине или партии гуманитарная служба оставалась безвозмездной и ненагражденной? – Разве в общественных зданиях, построенных на народные деньги, у крымских татар, составляющих 42% населения, нет своей справедливой доли? – Когда в России, под лозунгом «самоопределения народов», различные нации создают свои администрации и обретают свои национальные права и имущество, разве справедливо, чтобы крымские татары были лишены этого права?
Какой ответ могут дать наши соседи, кроме молчания или пустоты?
В свете этого мы не должны впредь предпринимать шаги или определять свою позицию без тщательного размышления. Мы знаем, что крымские татары не должны тратить ни копейки, ни капли крови ради чего-либо, кроме своих национальных интересов и идеалов. Мы ясно видим подстрекательства и тайные интриги, которые разжигаются подспудно. Поэтому мы обязаны действовать осмотрительно и избегать того, чтобы стать инструментом в чужих руках.
Если мы будем следовать этому пути, вскоре станет очевидным направление, которое примет большевистское движение, и мы с удивлением увидим, как наши неоцененные до сих пор заслуги будут разыскиваться с фонарем в руках. Вчера один из наших уважаемых товарищей на митинге справедливо заметил: «Невозможно представить в Крыму более миролюбивый и более подходящий для демократии элемент, чем крымские татары, 70% которых лишены земли и крова, но сегодня обвиняются в деспотизме».
Таким образом, мы с гордостью ожидаем, что наша молодежь и, в особенности, уважаемые представители народа как можно скорее решат этот важный вопрос, непосредственно касающийся жизни нации, с учетом национальных интересов.