
Джафер Сейдамет. «Миллет». 1917.
Свободная Россия сегодня отмечает шесть месяцев своего существования… С 27 февраля она была потрясена грозными волнами, поднявшимися в сфере внешней и внутренней политики. Однако свобода, озаряемая всё более ярким светом своих идеалов и всё яснее раскрываемыми возвышенными истинами, укрепляла свои жизненные устремления.
Свободная Россия сегодня отмечает шесть месяцев своего существования… С 27 февраля она была потрясена грозными волнами, поднявшимися в сфере внешней и внутренней политики. Однако свобода, озаряемая всё более ярким светом своих идеалов и всё яснее раскрываемыми возвышенными истинами, укрепляла свои жизненные устремления.
Свобода, поддерживаемая всё более мощными организациями, сумела защитить себя от каждого врага. Она смогла заглушить вопли и страхи, провозглашавшие «Свобода в опасности!», и предать их забвению в анналах истории.
Единственной силой, защищавшей свободу от всех партий — от правительства до кадетов и далее вправо, пытавшихся её подорвать, — был Совет рабочих и солдат, который с 27 февраля стал колыбелью свободы, её носителем и единственным хранителем.
Каждая совесть, приветствующая этот день, этот шестимесячный период свободной России, озарённый в истории страны, должна знать и помнить, что честь сохранения здоровья и стойкости молодой свободы, её способность с уверенностью смотреть в будущее принадлежит, прежде всего, Совету рабочих и солдат.
Совет, с полной решимостью и жизненной силой, несмотря на нападки буржуазии и внутренние трудности страны, на протяжении шести месяцев сохранял свою священную цель.
Перед лицом кризисов — нехватки денег, продовольствия, порядка и других трудностей — буржуазия уклонялась от работы, отказывалась поддерживать военные займы в условиях войны, требующей ежедневных расходов в 50 миллионов. Снижение помощи со стороны буржуазии Англии и Франции, где она доминирует, вынудило Совет и социалистических министров принять некоторые предложения кадетов.
Кадеты, как внутренние, так и внешние, с каждым днём усиливают своё влияние и всё настойчивее препятствуют осуществлению священной цели Совета — созыву Конгресса мира.
Воспользовавшись тяжестью обстоятельств, они добились возможности для правительства возродить в России смертную казнь, отменённую как на фронтах, так и внутри страны, что стало вторым великим и почётным решением, озаряющим русскую революцию.
Ободрённые этим, кадеты побуждают правительство совершать ошибочные шаги в решении национального вопроса. «Национальные права», попираемые на протяжении долгих лет, вновь сталкиваются с сопротивлением, подкреплённым штыками.
По мере роста поражений на фронтах, усиления голода, падения стоимости денег и объединения тайных врагов и сторонников старого режима, кадеты усиливают своё влияние на правительство. Они стремятся отдалить его от священных идеалов, которые Россия стремилась воплотить в первые дни чистой свободы.
Однако мы, вместе со всей свободной Россией, собравшейся вокруг Совета — «Каабы свободы», питаем надежду, что он сумеет решительно противостоять влиянию кадетов и приготовлениям реакции. Мы верим, что Совет спасёт Конгресс мира, а также мирные и священные права «Человека» и «Народа» от рук кадетов, стремящихся оживить рынки и торговлю за счёт человеческой крови.
Свободная Россия, с честью преодолевая все опасности, продемонстрирует свою силу и непревзойдённую стойкость.
Для достижения этой возвышенной цели русским борцам за свободу необходимо с равной решимостью противостоять как далёким, так и близким врагам, причём последних — с ещё большей силой.
Хотя кадеты с 27 февраля провозглашают себя республиканцами, поддерживают реформы в земельном вопросе и даже готовы отказаться от некоторых своих внешнеполитических идей, между их «республикой» и «конституционной монархией» или «царством» правых нет непреодолимой пропасти.
Кадеты желают, чтобы Совет, единственный хранитель свободы, не оставил следа в истории России и не имел связей с правительством. Чем это отличается от стремления пуришкевичей разрушить «Каабу свободы»?
И те, и другие хотят, чтобы правительство не вело русскую историю к высоким идеалам, которых желает Совет, или, по крайней мере, чтобы оно отсрочило их воплощение, временно заморозив их.
Хотя внешние катастрофы вынуждают русских борцов за свободу проявлять некоторую мягкость к кадетам, мы твёрдо верим: если опасность для свободы станет реальной, если права «Человека» и «Народа» будут попраны, если великие идеалы, прославляющие русскую свободу, угаснут, то совесть, отвергающая несвободную Россию как родину, восстанет против внутренних угроз с большей силой, чем против внешних. Она встретит эти бедствия под «алым знаменем», сокрушит нападки врагов, близких и далёких, своими стальными руками, не позволит заковать свободу в цепи, подорвать республику или пролить слёзы скорби на могиле свободы, в которой покоятся души священных жертв, отдавших свои жизни за неё до 27 февраля.
-
İSLÂM DİNNİÑ QADINLARA VERDİGİ HUQUQ
Asriy müslümanlıq. 1925. No. 5. İslâm dini, insaniyet ve beşeriyet dünyasınıñ devam ve beqası içün yaratılmış olan qadınlara
-
Дело Бораганского
«Терджиман». 1900. Июнь 28. Более десяти лет тому назад в Санкт-Петербурге поселился один из крымских мурз, родом из
-
На выставке плодоводства в С.-Петербурге
«Терджиман». 1899. Октябрь 25. На последней выставке плодоводства в С.-Петербурге крымские фрукты заняли первое место и заслужили всеобщее
-
Письмо из Ялты
«Терджиман». 1891. Март 24. По шариату и по закону детям при рождении даётся какое-либо имя. Так и я
-
Уничтожение тунеядства
«Терджиман». 1890. Декабрь 7. Уничтожение тунеядства (в медресе «Зынджырлы»), проверочные и переводные экзамены, точное определение времени и порядка
-
О театре
Джемиль Бузлу. О театре // Илери. 1929. № I/36 (февраль). С. 6–8. Театр обладает собственной историей. Эта история