
Джафер Сейдамет. «Миллет». 1917.
Одна фраза способна выразить всю суть возвышенных устремлений и потрясти, ранить сердца всех борцов за свободу!
С 27 февраля кадеты и правые партии не могли смириться с тем, что Временное правительство признаёт и стремится воплотить некоторые священные права, прославляющие великую русскую свободу.
В Петрограде Совет рабочих, солдат и крестьян, эта «Кааба свободы», до утра размышлял о великой угрозе, нависшей над Россией и её свободой, и о том, как эту угрозу можно успешно преодолеть.
Временное правительство, опирающееся на силу свободолюбивых граждан России, идущих рука об руку с Советом, также провело ночь в размышлениях о том, как сокрушить штык, направленный в сердце свободы, за которую оно поклялось бороться до конца.
С 27 февраля кадеты и правые партии не могли смириться с тем, что Временное правительство признаёт и стремится воплотить некоторые священные права, прославляющие великую русскую свободу. Каждым своим действием они пытались пошатнуть Временное правительство, ослабить сторонников свободы, расколоть демократию, оторвать солдат от Совета и всей демократии, настроить народы против правительства, разжигая ещё больший хаос.
Пока эти нападки на правительство и Совет с целью подрыва их устремлений усиливались с каждым днём, буржуазия и заурядные кадеты стремились дестабилизировать армию. Они подстрекали офицеров, значительная часть которых стала их сторонниками, видеть в солдатах лишь безвольную массу, лишённую собственного мнения и совести. Опираясь на эту тёмную силу, объединившую правых, генерал Корнилов попытался растоптать русскую свободу и демократию своими сапогами, потребовав от правительства абсолютной власти в России и права сформировать правительство из людей по своему усмотрению.
Ни одна истинно свободолюбивая совесть не могла согласиться с этим. Это означало бы попрание прав рабочих буржуазией, прав крестьян помещиками, свободы солдат офицерами, прав женщин мужчинами, а прав народов — теми, кто, провозглашая «Россия для русских!», стремился грубой силой власти подавить другие нации.
Это означало бы не возведение на вершину «национальной воли» и созыв Учредительного собрания, а их уничтожение, погребение священных прав, озаряющих русскую свободу, вместо их утверждения. Опираясь на значительную силу, которую он видел вокруг себя, и поддерживаемый кадетами и правыми политиками, чьи голоса в последнее время звучали всё громче в залах Государственной думы, генерал Корнилов потребовал от правительства то, что, как он знал, будет отвергнуто Советом и правительством. Он стремился заставить величайших борцов за свободу собственноручно задушить её и своими решениями предать её забвению.
Безусловно, сила, вдохновившая его на этот решительный шаг, была немалой. Однако миллионы рабочих, солдат, крестьян и представителей других народов, а также сотни тысяч интеллигентов, посвятивших свои жизни борьбе за свободу, сегодня с непревзойдённой решимостью и пламенной верой собираются вокруг своей «Каабы свободы» — Совета рабочих, солдат и крестьян. Перед лицом фразы «Свобода в опасности!» они встречают утро без сна и пищи.
Смогут ли правые, желающие уничтожить великую русскую свободу, и кадеты, стремящиеся её омрачить, возвести на российский трон своего «Михаила», попирая все человеческие и национальные права? Смогут ли российские борцы за свободу и социалисты, которые благодаря своим мощным организациям до сих пор выступали силой в решении политических и социальных вопросов, побеждая и сокрушая кадетов на каждых выборах и в каждом цивилизованном сражении, укрепляя свою честь и мощь, в этой великой, возможно даже кровавой, битве покинуть свои позиции, отступить перед последней попыткой врага и позволить заурядным правым и кадетам водрузить свои знамёна, идолы и программы в своих священных каабах?
В 50-м номере «Миллет» в передовой статье «27 августа» я писал о начавшейся сегодня и ожидавшейся вчера великой битве следующие строки:
«Хотя внешние катастрофы вынуждают русских борцов за свободу проявлять некоторую мягкость к кадетам, мы твёрдо верим: если опасность для свободы станет реальной, если права «Человека» и «Народа» будут попраны, если великие идеалы, прославляющие русскую свободу, угаснут, то совесть, отвергающая несвободную Россию как родину, восстанет против внутренних угроз с большей силой, чем против внешних. Она встретит эти бедствия под «алым знаменем», сокрушит нападки врагов, близких и далёких, своими стальными руками, не позволит заковать свободу в цепи, подорвать республику или пролить слёзы скорби на могиле свободы, в которой покоятся души священных жертв, отдавших свои жизни за неё до 27 февраля».
Сегодняшние телеграммы, позиция Совета рабочих, солдат и крестьян, а также решительные действия всех российских борцов за свободу, их единство и их призыв «Вперёд!» полностью укрепляют мою надежду! Если все российские борцы за свободу собираются с решимостью и энтузиазмом вокруг Петроградского Совета рабочих, солдат и крестьян, то долг крымских татар, обладающих непревзойдёнными и мощными организациями, состоит в том, чтобы с ещё большей сплочённостью объединиться вокруг Исполнительного комитета крымских мусульман и, подобно несокрушимому монолиту, решительно противостоять нашим главным врагам — правым и кадетам, чтобы предать их решения забвению!
Солдаты-братья!
Кадеты, враги всех национальных прав, желают заковать в цепи вашу свободу так же, как они стремятся уничтожить наше право на «Национальный полк», не дав ему полностью ожить.
Поэтому не поддавайтесь на приказы и подстрекательства Корнилова и его сторонников, а сокрушите их своими тяжёлыми сапогами, чтобы свобода с высот благословила вас, и чтобы завтрашний крымскотатарский народ, счастливый в своей свободе, приветствовал вас с благодарностью!
-
İSLÂM DİNNİÑ QADINLARA VERDİGİ HUQUQ
Asriy müslümanlıq. 1925. No. 5. İslâm dini, insaniyet ve beşeriyet dünyasınıñ devam ve beqası içün yaratılmış olan qadınlara
-
Дело Бораганского
«Терджиман». 1900. Июнь 28. Более десяти лет тому назад в Санкт-Петербурге поселился один из крымских мурз, родом из
-
На выставке плодоводства в С.-Петербурге
«Терджиман». 1899. Октябрь 25. На последней выставке плодоводства в С.-Петербурге крымские фрукты заняли первое место и заслужили всеобщее
-
Письмо из Ялты
«Терджиман». 1891. Март 24. По шариату и по закону детям при рождении даётся какое-либо имя. Так и я
-
Уничтожение тунеядства
«Терджиман». 1890. Декабрь 7. Уничтожение тунеядства (в медресе «Зынджырлы»), проверочные и переводные экзамены, точное определение времени и порядка
-
О театре
Джемиль Бузлу. О театре // Илери. 1929. № I/36 (февраль). С. 6–8. Театр обладает собственной историей. Эта история