Номан Челебиджихан. Миллет. 1917
С началом нового учебного года школы обязаны открыть свои двери. Дети нашей родины — независимо от достатка, возраста или происхождения — с надеждой обращают свои взоры к очагам знаний…
С началом нового учебного года школы обязаны открыть свои двери. Дети нашей родины — независимо от достатка, возраста или происхождения — с надеждой обращают свои взоры к очагам знаний. Народ с нетерпением ожидает от своих лидеров знаний, умений, воспитания и просвещения, решительно требуя реализации своих законных прав. Прогресс нации основывается не на богатстве её природных ресурсов, а на укреплении её духовной силы. Истинное счастье людям приносят не золото, серебро или железо, добытые из недр земли, а школы и медресе — источники мудрости и колыбели культуры.
Мы находимся в условиях политических, социальных и финансовых потрясений, под покровом мрака, но крымские татары должны сохранить духовную стойкость и неуклонно стремиться к просвещению. Мы осознаём: в вихре бурь создание очагов знаний — задача чрезвычайно сложная. Однако перед благородством нации, её нравственной мощью и природной силой нет непреодолимых преград. Опираясь на величие духа крымскотатарского народа, я призываю Шариатский суд, Крымский мусульманский комитет и всех нас сосредоточить усилия на школах, особенно начальных.
С момента прихода к власти Крымского мусульманского исполнительного комитета мы неустанно работали над воплощением заветной цели — национального просвещения. Тысячи рублей и месяцы труда были вложены в разработку программ, уставов, подготовку учителей и сбор данных. Однако это была лишь подготовительная работа. Теперь настало время действовать, и это время стремительно уходит. Народ требует от Шариатского суда и Исполнительного комитета открытия школ, привлечения учителей, обеспечения знаний и воспитания. Сотни обращений, поступающих ежедневно со всех уголков Крыма, обязывают нас сосредоточить все силы на начальном образовании.

Народ, жертвующий всем ради своих учреждений, не щадя ни материальных, ни духовных сил, имеет право ожидать удовлетворения своей насущной потребности — знаний и просвещения, которые столь же важны, как сама жизнь. С сожалением я вынужден признать горькую правду: в деле просвещения Шариатский суд и Исполнительный комитет сталкиваются с серьёзными трудностями. У нас катастрофически не хватает учителей. Те немногие, кто прошёл летние курсы и получил право преподавать, — лишь малая часть от необходимого числа.
Народ, жертвующий всем ради своих учреждений, не щадя ни материальных, ни духовных сил, имеет право ожидать удовлетворения своей насущной потребности — знаний и просвещения, которые столь же важны, как сама жизнь…
Мы направили телеграммы двадцати учителям и учительницам в Оренбург, Казань, Уфу, а также письма коллегам на Кавказ, умоляя о помощи для наших школ. К сожалению, ответа не последовало. Даже если бы нам удалось привлечь двадцать пять или тридцать педагогов, это не решило бы проблему нехватки трёхсот пятидесяти учителей, необходимых для Крыма. Девяносто имеющихся педагогов, даже с возможным добавлением ещё двадцати пяти, не способны вывести школы из состояния кризиса. Это тяжёлая правда, и её оглашение даётся мне с трудом. Однако я верю: наш народ, веками противостоявший величайшим испытаниям, сохранит стойкость и продолжит борьбу с невежеством.
Я должен прямо заявить: учителей нет, и в ближайшие годы их число вряд ли значительно увеличится. Тем не менее это не повод для бездействия. Мы обязаны эффективно использовать имеющихся педагогов, ввести для них строгую дисциплину и открыть образцовые школы — пусть их будет немного, но они должны быть основаны на лучших образовательных методах. Несмотря на малочисленность учителей, их духовная сила велика. Мы должны максимально использовать их потенциал, чтобы из ограниченных ресурсов создать мощную систему просвещения. Для этого я предлагаю собранию утвердить следующие меры:
Образцовые школы. Шариатский суд обязан открыть в пяти уездах Крыма пять прогрессивных школ. При каждой из них, в соответствии с программой от 20 августа 1917 года, создаётся начальная школа.
Оплата труда. Зарплаты национальных учителей и учительниц в этих школах финансируются Шариатским судом из Исламского фонда, Национального фонда и кассы закята. Зарплаты учителей русского языка должны обеспечиваться земствами и городскими управами. В случае нехватки средств Шариатский суд покрывает эти расходы из указанных источников. Прочие расходы школ возлагаются на общины, благотворительные общества и местные мусульманские комитеты. Если они не справляются, расходы берут на себя Шариатский суд, земства или муниципалитеты.
Школы в волостях. В каждой волости пяти уездов открывается одна образцовая начальная школа в соответствии с программой от 20 августа 1917 года. В Ялтинском уезде — по две школы. Зарплату одного татарского учителя или учительницы оплачивает Шариатский суд, учителя русского языка — земства. Остальные расходы несут общины, благотворительные общества и местные комитеты.
Контроль над учителями. Комиссия Шариатского суда проводит экзамены и выдаёт свидетельства. Учителя и учительницы подчиняются строгой дисциплине и направляются в первую очередь в образцовые школы. Оставшихся педагогов распределяют в школы, открытые частными лицами в наиболее нуждающихся местах. Без строгого порядка учителя будут рассеяны по сёлам, их труд станет неэффективным, и дети не получат должного воспитания и знаний. Хаос подорвёт наши усилия, и даже школы, требующие всего пяти учителей, останутся закрытыми. Без дисциплины мы, подобно разрозненной армии, не сможем противостоять невежеству и потерпим поражение.
Права учителей. Национальным учителям и учительницам устанавливается зарплата на 25% выше, чем у учителей русского языка. После двадцати лет службы они получают право на пенсию, а в случае болезни — после десяти лет. Пенсия или пособие по болезни не должны быть ниже их зарплаты. Национальные учителя имеют равные права с учителями земств и муниципалитетов.
Сроки открытия. Образцовые прогрессивные и начальные школы, упомянутые в первых двух пунктах, должны быть открыты не позднее 1 октября 1917 года.