
Этхэм Фейзи. «Миллет». 1917.
Народ, стремясь взять судьбу в свои руки, создать национальное управление и воплотить священные идеалы, направил своих представителей в Бахчисарай – центр, хранящий исторические традиции и великое наследие предков.
Народ, стремясь взять судьбу в свои руки, создать национальное управление и воплотить священные идеалы, направил своих представителей в Бахчисарай – центр, хранящий исторические традиции и великое наследие предков. Об этом наша газета уже писала, выражая ожидания плодотворных результатов.
С желанием посетить это священное и почитаемое собрание, увидеть и описать работу наших уважаемых делегатов, в среду мы отправились из Симферополя в Бахчисарай. По прибытии в город мы направились к зданию городской управы, где проходил Курултай. Взяв входной билет, мы вошли в зал заседаний и заняли указанное место.
Зал, способный вместить часть слушателей, был организован следующим образом: сторона у окон отведена президиуму, справа от него установлен ораторский помост. Эта часть украшена восточными коврами, а над президиумом и помостом развеваются алые и голубые флаги. Справа разместились стенографисты, слева – журналисты, впереди – секретари, ведущие протоколы. Далее расположились почетные делегаты, а задняя часть зала с левой стороны предназначена для слушателей, вошедших по билетам.
Осматривая зал, мы с радостью и волнением, едва сдерживая слезы, заметили в президиуме среди делегатов мусульманскую татарскую женщину, работавшую наравне с другими. Это зрелище наполнило нас гордостью: подобное уважение и равенство для женщин редко встречается даже в самых передовых странах Европы.
Народ, некогда клейменный как «дикий», сегодня демонстрирует истинное благородство, предоставляя женщинам заслуженные права и почетное место.
Народ, некогда клейменный как «дикий», сегодня демонстрирует истинное благородство, предоставляя женщинам заслуженные права и почетное место. Этим он опровергает ложные обвинения в дикости, возвращая их тем, кто их распространял, и утверждает свое нравственное превосходство.
К восьми часам зал заполнился, и заседание открыл муфтий Челебиджихан-эфенди. Обсуждение касалось пятой статьи Основного закона. Возражений или поправок к ней не было, однако некоторые выступали против принятия принципа обязательной воинской службы, заявляя: «Не только делегаты, но и все сыны народа должны быть освобождены от воинской повинности». Это гуманное стремление достойно похвалы, но, к сожалению, пока неосуществимо. Пока другие народы и государства не откажутся от милитаризма, наш отказ лишь даст повод для их возможной агрессии.
Поэтому статья была принята в прежнем виде, и обсуждение перешло к шестой статье. Возражение к ней заключалось в следующем: «Это компетенция самого Учредительного собрания, и нет нужды упоминать об этом здесь». Тем не менее, после продолжительных споров, основанных на необходимости четкого закрепления функций собрания в Основном законе, статья была принята без изменений. Заседание завершилось около часа ночи по европейскому времени.
На следующий день заседание вновь открыл муфтий Челебиджихан-эфенди. Началось обсуждение седьмой статьи, имевшей важное значение для формирования структуры управления. Это вызвало оживленные дебаты. Женщины предложили закрепить равные права и свободы для своего пола, а педагоги — обеспечить права и привилегии для образовательных учреждений. Эти предложения встретили горячий отклик и искреннюю поддержку. Многие делегаты выступили в их защиту с ораторского помоста.
Обсуждение в четверг продолжалось до полуночи, после чего заседание завершилось. Испытывая духовное удовлетворение от увиденных дискуссий, мы выразили уважаемым делегатам глубокую признательность и пожелания успехов, после чего покинули зал.