
Э. Фейзи. «Миллет». 1918.
Под принятым нами заголовком не следует понимать политические завоевания, деспотические угрозы или знаменитые походы и широко известные вторжения наших предков на Запад, о которых часто говорят. Здесь мы намерены говорить о подлинном суверенитете, упущенном нами из-за терпимости к ошибкам и устаревшим традициям, — о суверенитете экономическом.
Сегодня тюркский и исламский мир, к которому мы принадлежим, оказался в подчинении у чужеземцев и соседей из-за отсутствия двух важнейших факторов, двух могущественных сил.
Сегодня тюркский и исламский мир, к которому мы принадлежим, оказался в подчинении у чужеземцев и соседей из-за отсутствия двух важнейших факторов, двух могущественных сил. Первая из них — это знание, которое мы называем духовной силой, а вторая — богатство, которое мы именуем материальной силой.
Именно эти два элемента способны привести народ к истинному суверенитету, обеспечить ему процветание и счастье в изобилии. Посему мы решительно намерены воплотить эти силы в жизнь не словом, а делом.
Духовная сила, несомненно, является важнейшим фактором в экономическом и общественном развитии народов. Любой народ, сумевший должным образом развить этот фактор, достигал величия. Англосаксы и германцы служат живыми примерами, подтверждающими это утверждение. Посему отныне мы не станем отрывать наших детей в образовательных учреждениях от практической жизни, перегружая их отвлеченными теориями. Напротив, мы будем стремиться ясно и всесторонне раскрывать перед ними реальную жизнь, воспитывая изобретателей и производителей, чтобы умножать национальное богатство. Мы будем избегать шаблонного подхода, который, подобно фабрикам, выпускает одинаковых людей, уничтожая надежды народа на будущее. История других народов уже преподала нам поучительные уроки в этом отношении. Иными словами, мы будем брать пример не с тех, кто, выбрав неверный путь, пришел к упадку, а с тех, кто, следуя правильному пути, обрел спасение.
После того как духовная сила будет создана, материальная сила, воплощенная в изобретениях и производстве, начнет проявляться одно за другим.
Материальная сила, выраженная в национальном богатстве, возникает и растет благодаря объединению крупных и малых капиталов, которые затем направляются на значительные начинания. Современная экономическая жизнь разительно отличается от той, что была десятилетия назад.
Материальная сила, выраженная в национальном богатстве, возникает и растет благодаря объединению крупных и малых капиталов, которые затем направляются на значительные начинания. Современная экономическая жизнь разительно отличается от той, что была десятилетия назад. Сегодня индивидуальная торговля и ремесла занимают незначительное место в общей экономической и производственной жизни, и многие из них вынуждены уходить из сферы торговли и промышленности. Примеров тому в нашей собственной жизни предостаточно.
В особенности отдельные представители народов, не продвинувшихся ни в интеллектуальном, ни в экономическом плане, не могут добиться успеха в своих индивидуальных торговых и ремесленных начинаниях. Они обречены на гибель и исчезновение под напором могущественных сил. Наше нынешнее положение полностью отражает эту участь. Единственный путь к спасению — как можно скорее создать нашу материальную силу, опираясь на духовную силу, и учредить экономический институт.
Мы приняли решение объединить эти силы и создать такой институт, приступив к делу с Божьей помощью.
Необходимо, чтобы существовала мощная экономическая структура, способная направить как отдельных торговцев, так и различные экономические учреждения в правильное русло. Такой структурой может быть только «Татарский национальный банк».
Этот высокий национальный институт, подобно весеннему дождю, дарующему новую жизнь посевам, оживит и возвысит нашу национальную торговлю, став для нее незыблемой опорой.