
Э. Фейзи. «Миллет». 1918.
В предыдущей статье, определяя бюджет, мы указали, что общие доходы и расходы носят предполагаемый характер, и даже самые выдающиеся специалисты по финансам не всегда могут точно предсказать доходную часть бюджета.
Однако в нашей жизни мы тосковали не только по упорядоченным бюджетам, но даже по правильным книгам учета и безошибочным расчетам. Все наши дела велись на глаз. Подготовленный ныне бюджет станет ориентиром для следующего года, а бюджеты этого и следующего года — для последующих лет и так далее.
Однако следует признать, что благодаря применяемым методам и правилам с одной стороны, а также проявляемой тщательности и заботе с другой, эти предположения в конечном итоге оказываются не слишком далекими от истины. Если сказать, что в Англии до войны эта разница сократилась до половины процента, становится очевидным, что в бюджетных делах был достигнут значительный успех.
Мы можем заранее сказать, что в первые годы у нас таких успехов ожидать не приходится. Это новое дело. Бюджетная комиссия будет использовать в своих предположениях данные о доходах и расходах прошлых лет. Однако в нашей жизни мы тосковали не только по упорядоченным бюджетам, но даже по правильным книгам учета и безошибочным расчетам. Все наши дела велись на глаз. Подготовленный ныне бюджет станет ориентиром для следующего года, а бюджеты этого и следующего года — для последующих лет и так далее. Однако есть еще один важный момент, на который следует обратить внимание: бюджеты не должны быть просто таблицами цифр, оставленными в абстрактной форме. Каждый пункт должен быть ясно изложен, чтобы любой, взявший бюджет в руки, мог с первого взгляда понять ситуацию и положение дел.
Кто будет готовить бюджет нашей национальной администрации? Подготовка бюджета, как и везде, является задачей национального правительства.
Нет органа более полномочного и подходящего для этого. В столице страны — его чиновники, в уездных центрах — его представители, в волостях и селах — учителя, имамы, проповедники и мастера узнают нужды нашего народа, живущего даже в самых отдаленных уголках, и собирают сведения, необходимые для бюджета.
Кроме того, поскольку исполнение и реализация бюджета будут осуществляться непосредственно национальным правительством, оно обязано проявлять особую тщательность при его подготовке.
По этим причинам и на этих основаниях задача подготовки бюджета возлагается на национальное правительство. Если и существует какой-либо недостаток в этом процессе, то это склонность правительства, из соображений выгоды, предусматривать излишние расходы. Однако этот недостаток может быть устранен мерами, которые уважаемые депутаты примут во время обсуждения бюджета в Парламенте.
В подготовке бюджета мы видим три важных фактора: мелкие местные чиновники, крупные центральные чиновники и полномочные руководители. Таким образом, подготовка бюджета начинается с мелких чиновников. Затем она постепенно переходит к соответствующим управлениям.
В некоторых странах парламенты также участвуют в подготовке бюджета, но это участие приводило к опасным последствиям. Пример Франции служит явным доказательством этой пагубной практики.
В подготовке бюджета мы видим три важных фактора: мелкие местные чиновники, крупные центральные чиновники и полномочные руководители. Таким образом, подготовка бюджета начинается с мелких чиновников. Затем она постепенно переходит к соответствующим управлениям. Руководители составляют центральные бюджеты и отправляют их в управление финансов. В этом механизме наиболее важную роль играют мелкие чиновники, поскольку именно они взаимодействуют с народом, выслушивают его жалобы и дают ответы.
Поэтому финансовый директор рассматривает и проверяет бюджетные отчеты, собранные в управлении финансов. После завершения этой работы он добавляет часть, относящуюся к своему управлению. Таким образом, расходная часть бюджета завершается. Затем наступает очередь подготовки доходной части, которая также является прямой обязанностью финансового директора.
Завершив эту задачу и дополнив бюджет, финансовый директор представляет его вместе с законопроектом в президиум Парламента.
Из вышеизложенного мы поняли, как готовится бюджет и каким образом он представляется в Парламент. Прежде чем перейти к обсуждению принятия бюджета Парламентом, кратко остановимся на важности роли финансового директора.
Роль и обязанности финансового директора не ограничиваются подготовкой бюджета и его законопроекта. Он обязан: рассматривать все операции и учет доходов и расходов; держать под своим контролем все финансовые дела национальной администрации; занимать выдающееся положение в вопросах проверки бюджета по сравнению с другими руководителями; готовить законопроекты по финансовым и вакуфным делам и предлагать их Парламенту для принятия; после принятия законов Парламентом быть ответственным за их исполнение; своевременно подготавливать итоговый отчет по окончательным расчетам и передавать его национальному контрольному управлению; ежегодно в конце года представлять главному директору отчет о финансовом состоянии национальной администрации; подписывать внутренние и внешние договоры о займах, принятые и утвержденные Парламентом; обеспечивать беспрепятственный учет сумм, выделенных в бюджете управлениям и другим органам; давать указания и рекомендации по обращениям, связанным с основательными реформами и исполнением финансовых и вакуфных дел; контролировать действия подчиненных ему представителей и чиновников; проверять суммы, поступающие в национальную казну и кассы представителей, а также доходы, передаваемые в кассу создаваемого национального банка, и осуществляемые оттуда выплаты; контролировать финансовые дела типографии «Миллет», национальных предприятий и акционерных обществ; взыскивать долги национальной казны с чиновников или частных лиц, будь то через суд или мирное урегулирование, и прочее.
Из этих обязанностей и ролей очевидно, что задачи финансового директора нашей национальной администрации чрезвычайно велики и сравнимы с обязанностями министров финансов малых государств. В некоторых странах привилегии министров финансов по сравнению с другими министрами очевидны. Например, в Англии министр финансов занимает исключительное положение.
Каждый год гражданские и военные министры сообщают министру финансов о своих расходах. Поскольку министр финансов несет ответственность перед парламентом, называемым «Камара», он сохраняет право контроля за расходованием средств. Он может лично отклонить гражданские расходы. Что касается военных расходов, если он считает их чрезмерными или ненужными, он представляет обоснование кабинету.
Каждый год гражданские и военные министры сообщают министру финансов о своих расходах. Поскольку министр финансов несет ответственность перед парламентом, называемым «Камара», он сохраняет право контроля за расходованием средств. Он может лично отклонить гражданские расходы. Что касается военных расходов, если он считает их чрезмерными или ненужными, он представляет обоснование кабинету. Прямой отказ от военных расходов невозможен, так как это связано с общей политикой кабинета. Если спор между министром финансов и военными министрами принимает серьезный характер, его разрешение ложится на премьер-министра. Если согласия не достигнуто, вопрос решается уходом одного или нескольких министров из кабинета.
В свете этих полномочий и превосходства мы задумываемся, какими качествами должен обладать наш финансовый директор, выполняющий столь важную роль.
Да, поскольку наш финансовый директор берет на себя одну из самых деликатных и ответственных задач национальной администрации, мы считаем необходимым, чтобы он обладал следующими качествами.
Во-первых, он должен быть специалистом в финансовых и экономических делах. Во-вторых, он должен обладать убедительным красноречием, чтобы защищать свои позиции. Этот второй пункт может удивить наших читателей и вызвать вопрос: «Защита от какого рода нападений?» Мы осмеливаемся ответить, что речь идет о защите от других директоров, коллег по управлению. Не следует удивляться этому. Финансовый директор обязан защищать свои позиции перед другими директорами, поскольку только он заботится о соблюдении экономии и бережливости. Другие же директора, как правило, склонны к увеличению расходов. Поэтому финансовый директор должен обладать энергичным характером и стойкой силой.