
«Терджиман». 1890. Ноябрь 6.
Второй крымский хан из фамилии Гиреев, Менгли Гирей, основал в Бахчисарае медресе, именуемое «Зынджырлы» и на содержание его завещал Улу-Кульскую землю, сделав оный вакуфом медресе, то есть крымскотатарского высшего училища, где обучаются лица, готовящиеся к духовным должностям, а также и другие. Это древнейшее и главное училище крымских мусульман, но тем не менее оно ничем не отличалось до сих пор от прочих подобных медресе, и учащиеся тут больше проживали, чем учились. Экзаменов и близкого надзора за ходом учения не существовало. Учение продолжалось не более 5-ти месяцев в году по два, три часа в день! Число учеников не соответствовало размерами помещения: в маленьких клетушках, называемых. «ода» по 10-15 учеников. Комнатки были сырые и полутёмные. При таком порядке сколько-нибудь сносное усвоение родной и арабской грамоты с законоведением поглощало от 15 до 20 лет времени. Приблизительно такой ужасный порядок и трата времени существует во всех медресе мусульманского мира и нигде до сих пор не слышно попытки улучшить, поднять эти многочисленные, чисто народные учреждения мусульман.
Тем интереснее, что первая попытка реформы медресе, выражающаяся в регулировании общежития сохт и системы преподавания, делается в Бахчисарае в начале пятого столетия основания медресе новым мудеррисом Аджы-Абибулла Эфендием, лучшим муллой Крыма как по познаниям, так и по умственному развитию.
Это тем более своевременно, что благодаря вниманию губернской администрации и вакуфной комиссии, медресе, после четырёхвекового стояния, заново отделано. Вместо прежних полутёмных конур устроены светлые, тёплые помещения и классы, а весной будут построены хорошая кухня, баня и другие необходимые службы.
Отныне «Зынджырлы» медресе начинает новую жизнь и смело может послужить образцом не только для наших других училищ, но и для таковых Бухары, Тегерана, Стамбула и Каира. Порядок, установленный почтенным мудеррисом-реформатором, при всей недиковинности для лиц знакомых с школьной дисциплиной и педагогикой, составляет для Востока крупный шаг, тем более что, видимо, реформа не останется без дальнейшего улучшения и дополнений. Вот порядок, как он изложен г. мудеррисом:
Библиотека состоит из учебных и научных книг и ру-кописей на языках арабском, турецком, персидском и русском.
- Лица с заразными болезнями в медресе не принимаются.
- Все поступающие должны иметь вид или паспорт в исправности.
- Поступающий в медресе должен знать, читать Коран и немного писать.
- Должен обязаться учиться в году 8 (восемь) месяцев. На время поста-рамазана, а также в рабочее время (июль, август и сентябрь) учение будет прерываться.
- Все сохты должны присутствовать на богослужениях в мечети.
- Сохты должны вставать и ложиться в назначенное время.
- Без разрешения мудерриса или назначенного им надзирателя учащийся не должен отлучаться из медресе.
- Ежедневно сохта должен в назначенное время быть в аудитории для слушания лекций.
- Число сохт в общежитиях и дёртдуварах должно строго соответствовать требованиям гигиены и интересам здоровья, как-то определиться компетентными людьми.
- На долю из доходов вакуфа, которая причтётся учащимся они будут содержаться восемь месяцев на всём готовом. На случай недостатка средств в неурожайный год, сохты доплачивают необходимый расход, а в случае остатка и излишка, таковой сохраняется на покрытие могущего быть недостатка впереди.
- Сохта, употребляющий какие-либо спиртные напитки или замеченный где-либо пьяным, будет немедленно удалён вовсе из медресе.
- За дурное поведение и леность, сохты будут подвергаться внушению, оставлению на хлебе и воде, заключению в карцер.
- При упорном неисправлении, после трёх исправительных наказаний, означенных выше, сохта будет исключён из медресе со взысканием с него всех расходов на него за время пребывания в училище.
- Если сохта, поступивший в медресе, без уважительной по шариату или закону причины оставит обучение ранее четырёх лет, то обязан возвратить расходы медресе на его содержание.
- Для приёма родителей и родственников сохт отводится приёмная в дёртдуваре и никто из сторонних не допускается. Частные лица, желающие видеть медресе или учащегося, обращаются за разрешением к мудеррису или надзирателю.
- Сохты разделяются на отделения (по курсу) и переход из младшего в старший делается не иначе как по экзамену.
- Младшие по курсу должны быть почтительны к более старшим.
- Никто из сохт не имеет оскорблять словом, а тем паче действием другого: все недоразумения и споры между ними разрешаются мудеррисом, а в его отсутствие надзирателем.
- За внутренним порядком училища и ходом занятий сохт в отсутствие мудерриса, наблюдает надзиратель.
- Все поступающие сохты записываются в особую книгу с отметкой времени поступления, имени, отчества, фамилии (или особого призванья), лет и местожительства.
- При оставлении училища отмечается причина этого.
- Для наблюдения за поведением сохт и руководства внеклассными занятиями приглашаются мудеррисом два надзирателя.
- Курс учения определяется десятилетний. Ежегодно в июне в собрании учёных должны происходить переводные экзамены. Получивший отметку «Хорошо знает» или «Знает» («Пек бильди», «Бильди») переводится в следующий курс. Получивший отметку «Не знает» («Бильмеди») остаётся на своём курсе ещё год.
- Оставшийся два года на одном курсе, может при неуспешности остаться на третий, но содержание его от вакуфа прекращается, и он сам несёт расходы на своё содержание. Более трёх лет никто не может быть оставлен в медресе на одном курсе и исключается по ненадобности.
- Экзамены производятся по вопросным пунктам, соответствующим ежегодному курсу каждого класса и отделения. Для получения отметки «Знает» надо хорошо ответить на большую половину заданных вопросов.
- В полный курс «Зынджырлы» медресе входят следующие предметы: Турецкая и арабская грамматика, Каллиграфия, Арифметика, Наука о нравственности, Логика, Наука о стихосложении, Мусульманское право, Богословие, Изучение Сунны и Корана, причём выпускные сохты должны вполне знать языки и письменность арабскую, турецкую и русскую (когда последнее войдёт в курс).
- Занятия этими предметами будет ежедневное, по семи часов, а на изучение русского языка и посещение ремесленных классов, когда таковые будут открыты, определяется по два часа ежедневно.
- После лекции мудеррис обязан проверить насколько сго поняли слушатели и при надобности дать дополнитель-ные объяснения. Письменные работы и переводы сохт исправляются самим мудеррисом.
- Все принятые в медресе сохты содержатся за счёт вакуфного дохода.
- Сохты получают утром и вечером чай с пшеничным хлебом, в полдень обед из двух блюд (супы разные и мясо с овощами по времени года). По четвергам и понедельникам как второе блюдо даётся пиляв из рису или каша из пшена. Все помещения медресе освещаются и отапливаются из средств вакуфа.
- Ежегодно из общего дохода медресе, по исключению налога и жалованья служителей, отчисляется по 200 рублей на ремонт и 100 рублей на пополнение училищной библиотеки, а остающаяся за сим сумма обращается в равных долях на содержание мудерриса и учащихся. Остатки от расхода сохт, могущие быть в урожайные годы, сохраняются для расхода в неурожайные годы. Остатки ремонтной суммы зачисляются в особый «ремонтный капитал». Весь приход и расход подробно записывается в специальную книгу. Для пользования сохт и других лиц, библиотека открыта ежедневно. Учащимся в медресе книги выдаются на руки, а частные лица пользуются книгами лишь в помещении библиотеки.
- Никому даром книги не отпускаются.
- Один из надзирателей заведует библиотекой и отве чает за целость книг согласно каталогу.
- Библиотеку составляют: а) 800 экземпляров разных
- книг, пожертвованных мудеррисом Аджы-Абибуллой Эфен-ди б) Книги, жертвуемые другими лицами в) Книги покупаемые ежегодно из средств вакуфа.